Головной мозг имеет три различные когнитивные системы, которые определяют наши мысли, решения и действия.
1. Рефлексирующий, или мыслящий, мозг. Этот мозг самый молодой в эволюционном отношении. Из всех живых существ только люди способны думать об абстрактных вещах, которые не воспринимаются органами чувств. Он отвечает за речь, язык, которая делает возможной передачу постоянно накапливающихся знаний между людьми и между поколениями. Только люди способны размышлять о прошлом и, опираясь на прошлый опыт, принимать решения в настоящем и строить планы на будущее. Мы способны мыслить в режиме «что, если?..», делать прогнозы, обдумывать решения с разных сторон, откладывать их принятие, изобретать что-то совершенно новое и придумывать целые миры, существующие только в нашем воображении.
Ваш мыслящий мозг способен концентрироваться всего на одном деле зараз.
2. Рефлекторный мозг. Старейший из всех трех систем. Даже у самых примитивных животных есть рефлексы. Этот мозг анализирует лишь информацию, поступающую от всех наших органов чувств в текущий момент, поэтому для него существует только здесь и сейчас. Для него нет прошлого и нет будущего. То, что не воспринимается нашими органами чувств, для рефлекторного мозга не существует.
3. Архивирующий мозг. Этот мозг сортирует, упорядочивает и сохраняет мириады байт информации, которая поступает из внешнего мира и генерируется самим мозгом. Одна важная особенность: он конкурирует за «вычислительную мощность» с мыслящим мозгом, поэтому может работать только тогда, когда мыслящий мозг отдыхает, особенно во время сна.
Наш мыслящий мозг — уникальный, медленный и сложный
Когда наши далекие предки научились прерывать вызываемые стимулами рефлекторные реакции, чтобы остановиться и подумать, это стало настоящей революцией в эволюции человеческого рода. Самое важное и уникальное качество мыслящего мозга — возможность думать о вещах, которые в реальности не существуют или недоступны для восприятия нашими органами чувств. Мы способны фантазировать, придумывать и изобретать. Это абстрактное мышление лежит в основе речи и нашей способности размышлять в таких сложных и абстрактных областях, как наука и религия. Благодаря языку мы можем учиться друг у друга и постоянно расширять знания посредством общения, чтения и письма. Мыслящий мозг также отвечает за сознательное размышление, логику, аналитическое и синтетическое суждение, творческое мышление, решение проблем, обдумывание прошлого и прогнозирование будущего, а еще — за глубокие философские рассуждения.
Мыслящий мозг медлителен, нуждается в сосредоточенности и устойчивом внимании, поэтому потребляет много энергии и легко устает. Важно отметить, особенно с учетом темы этой книги, что мыслящий мозг в состоянии обдумывать всего одну мысль зараз. Он может планировать будущее, ставить долгосрочные цели и действовать на опережение. На такое неспособно ни одно животное. По этой причине мыслящий мозг иногда называют «целеориентированным» в противоположность «стимулозависимому» рефлекторному мозгу.
Одно из уникальных качеств человека в том, что наш рефлексирующий мозг способен брать верх над рефлекторным. Поэтому его также называют контролирующим или доминирующим мозгом.
Ваш успех зависит от вашей способности думать
Чтобы принимать максимально выверенные решения и действовать проактивно в сложных, непредсказуемых и быстро меняющихся условиях современного мира, мы не должны доверяться воле нашего молниеносного, но поверхностного и не склонного к размышлениям примитивного рефлекторного мозга. Да, этот мозг хорошо служил нашим далеким предкам, которые ежедневно вели борьбу за выживание в опасной среде. Они не могли позволить себе роскошь размышлять и обдумывать многочисленные варианты действий и их возможные последствия.
Но, чтобы добиться успеха в джунглях XXI века, мы, наоборот, должны как можно меньше подчиняться своему рефлекторному мозгу и думать, думать, думать! Мы должны уделять время сосредоточенному размышлению и обсуждать важные вопросы с другими людьми. И при этом необходимо делать регулярные перерывы, чтобы дать архивирующему мозгу возможность упорядочить и сохранить полученную информацию.
Электронные системы хранят только данные и иногда — информацию, если данные упорядочены неким значащим образом. Единственное место, где находятся знания, понимание и идеи, — это человеческий мозг. Только через осмысление и размышление мы можем превратить информацию в знания и мудрость — и воспользоваться фантастическими возможностями синергии между мозгом и ИКТ.
Чтобы быть успешными, мы должны учиться на протяжении всей жизни. Обучение — результат целенаправленного осмысления информации, сосредоточенного размышления, исследования, вдумчивого чтения, обсуждения с другими людьми. Это применение метода проб и ошибок — разумеется, если мы находим время провести разбор наших провалов и успехов, проанализировать их и сделать выводы.
Многозадачность — главный враг интеллектуальной продуктивности
Существует два вида многозадачности. Во-первых, параллельная многозадачность, когда человек пытается делать два дела одновременно: например, участвовать в конференц-звонке и работать с электронной почтой. Во-вторых, «последовательная много- задачность», когда человек переключается между различными задачами, выполняя их по частям: например, отвлекается от составления служебной записки, чтобы ответить на несколько электронных писем и голосовых сообщений, после чего возвращается к работе над запиской.
Однако мыслящий мозг не делает различий между этими видами многозадачности, поскольку в обоих случаях он вынужден постоянно прерываться и менять вид деятельности — переключаться между задачами. Чуть позже я расскажу об особом виде параллельной многозадачности, когда рефлекторный мозг выполняет простые, привычные действия в автоматическом режиме, в то время как мыслящий мозг сосредоточивает сознательное внимание на задаче основной, нерутинной.
Концепция многозадачности пришла к нам из мира компьютеров. Она означает, что процессор (так называемый процессор последовательной обработки данных, используемый в большинстве современных компьютеров) — который, как и наш мыслящий мозг, способен выполнять всего одну задачу зараз — может так быстро переключаться между несколькими задачами, что кажется, будто он выполняет их все одновременно. Чтобы переключиться между задачами, процессор помещает информацию во временную память, которая подобна грифельной доске и имеет ограниченные ресурсы — когда она заполняется, приходится стирать с доски старую информацию, чтобы освободить место для новой. Запомните эту метафору — она хорошо иллюстрирует, что происходит в мозге, когда мы работаем в многозадачном режиме.
Вы считаете многозадачность эффективной и безопасной?
Ответьте честно: хотели бы вы, чтобы вас оперировал хирург, который бегает между несколькими операционными столами, а в промежутке еще проверяет свою электронную почту? Или чтобы автомеханик, ремонтируя тормоза на вашем автомобиле, параллельно занимался бы еще несколькими машинами?
Представьте себе такую картину: вы ремонтируете дом, красите стены и тут в голове возникает мысль: «Чтобы прикрепить карнизы, мне понадобятся большие шурупы». Вы немедленно бросаете красить, бежите в магазин, покупаете шурупы, возвращаетесь домой, открываете банку с краской, берете кисть и продолжаете красить.
Через пять минут — другая мысль: «У меня почти кончилось пиво!» Вы снова прекращаете красить, закрываете банку, промываете кисть, едете в супермаркет, покупаете пиво... Затем снова приступаете к покраске стен, но каждые несколько минут отвлекаетесь на то, чтобы поесть, поболтать по телефону, полить цветы и сделать множество других дел.
Как вы думаете, сколько времени займет ремонт дома? Такая многозадачность в высшей степени неэффективна, непродуктивна и неразумна. А иногда и опасна. Но именно так работает большинство тружеников умственного труда! Вероятно, они просто не знают, что их мыслящий мозг неспособен работать в многозадачном режиме. А если заставлять его это делать, то это приводит к колоссальной потере времени, существенно снижает скорость, точность, запоминание, креативность, эффективность и интеллектуальную продуктивность и при этом усиливает стресс.
Переключение между задачами или Последовательная многозадачность
Позвольте мне объяснить, почему любая многозадачность настолько неэффективна. Предположим, вы сосредоточиваетесь на сложной задаче. Эта задача — и ее информационный контекст — занимает всю рабочую память вашего мозга. Вдруг вы слышите звуковое уведомление о входящем сообщении. «Наверняка это какой-нибудь простой вопрос, который я решу за пару минут», — думаете вы и открываете электронную почту.
Но для вашего мозга не все так просто! Ему нужно переместить весь массивный информационный контекст из рабочей памяти в промежуточную (чтобы не произошло путаницы между двумя задачами), извлечь из вашей долгосрочной памяти информацию, необходимую для ответа на электронное письмо, поместить ее в рабочую память и сосредоточиться на составлении письма. Чтобы вернуться к первоначальной задаче, мозгу нужно проделать ту же последовательность операций в обратном порядке.
Однако дело обычно не ограничивается одним электронным письмом. В среднем офисный сотрудник читает и отвечает на 11 писем, прежде чем вернуться к первоначальной задаче. И в каждом случае его мозг повторяет описанный выше процесс с перемещением информации, затрачивая на это колоссальное количество времени и сил. Что еще хуже, ваша временная память имеет ограниченные размеры и работает по принципу «первым вошел, первым вышел». В результате важная информация, связанная с первоначальной сложной задачей, постепенно вытесняется из памяти, особенно если вы настолько заняты другими делами, что вашему архивирующему мозгу не хватает мыслительных ресурсов, чтобы сохранить ее в долгосрочной памяти. Можете себе представить, сколько информации теряется при таких переключениях и какую перегрузку при этом испытывает мозг!
И это еще не все: чем более различны информационные контексты, между которыми вы переключаетесь, тем больше потери.
Попытка делать два дела одновременно, или параллельная многозадачность
Пытаясь делать два дела одновременно, например участвовать в конференц-звонке и работать с электронной почтой, вы постоянно переключаетесь между задачами с разными информационными контекстами. В результате вы больше устаете и испытываете больше стресса, теряете информацию и совершаете больше глупых ошибок.
И это еще не все. Большинство людей считают, что могут уделять «частичное внимание» нескольким делам сразу. Но, поскольку наш мыслящий мозг способен концентрироваться только на одной задаче зараз, наше внимание становится раздробленным, а не частичным! Пока вы читаете или пишете электронное письмо, вы не слышите, что говорится в телефонной конференции. Людей с раздробленным вниманием определить очень легко. Обычно они повторяют уже заданные вопросы или говорят то, что было сказано всего минуту назад. Считать, что вы можете уделять полноценное внимание обсуждению рабочих вопросов И одновременно работе с электронной почтой, — это иллюзия, которая подрывает не только вашу интеллектуальную продуктивность, но и продуктивность других людей, участвующих в конференц-звонке.
Но ситуация еще хуже. Наш мозг не любит внезапных пробелов в потоке информации, поэтому пытается заполнить их догадками. В результате у вас создается впечатление, что вы ничего не пропустили. Если вы хорошо знаете вопросы, обсуждаемые в конференцзвонке, и точки зрения других участников, мозг иногда может делать правильные догадки, укрепляя вашу иллюзию, будто вы можете уделять «частичное внимание» двум делам одновременно, подобно Юлию Цезарю. Но гораздо чаще, чем вы думаете, ваш мозг ошибается. Вы «слышите» то, чего никто не говорил, и, наоборот, упускаете важную информацию.
Решение проблемы: радикально и безжалостно искоренять многозадачность
Наш мыслящий мозг обладает фантастическими возможностями, но есть кое-что, чего он делать не может: работать в многозадачном режиме. Еще раз повторю: наш мыслящий мозг способен сосредоточиваться только на одном деле зараз. Выполнение двух когнитивных задач одновременно — невозможно. Если вы пытаетесь это делать, ваш мозг имитирует многозадачность, постоянно и быстро переключаясь между задачами. Но за такое жонглирование вы расплачиваетесь потерей времени, сил, интел- лектуальной продуктивности, креативности, а также повышенным стрессом: вы заняты, но непродуктивны.
Трудно переоценить преимущества, которые дают профессионалам современные ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) с их возможностью «быть на связи» и онлайн всегда и везде — при условии грамотного использования. Однако состояние, когда вы постоянно на связи с миром, катастрофично для качества и продуктивности умственного труда. Основная причина в том, что постоянная подключенность ведет к хронической многозадачности.
Когда вы перестаете уважать потребности своего рационального мыслящего мозга, ваш примитивный рефлекторный мозг начинает брать над ним верх: он заставляет вас сосредоточивать внимание на том, что важно для него, и зачастую определяет ваши решения и действия.
Решение проблемы простое, но зачастую трудновыполнимое: радикально и безжалостно искоренять многозадачность. Это требует немалой дисциплины и силы воли, а также творческого подхода. Но, когда вы начнете делать это систематически, вознаграждение будет поистине огромным. Итак, чтобы добиться максимальной интеллектуальной продуктивности от своего мыслящего мозга, сведите к минимуму число переключений между задачами, регулярно выделяя себе «периоды офлайн» и избегая работы в офисах открытого типа.
Редакция Forbes Forbes Staff
https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/375579-pochemu-mnogozadachnost-glavnyy-vrag-uspeha-na-rabote?fbclid=IwAR338iuU5ezYj9YbhZeUbsCEkDO6G65yhUmTkBdNX5cufq1A2SavzxQij3M